Об осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

1 мая 2009 г. в законную силу вступил Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

 

Указанным Федеральным законом на органы прокуратуры Российской Федерации возложены дополнительные полномочия по обеспечению гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства. 

 

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ органам прокуратуры поручено формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». 

 

Настоящим Федеральным законом устанавливается в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 

 

Частью 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ на органы прокуратуры возложены полномочия по согласованию проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. 

 

Федеральным законом № 294-ФЗ устанавливает права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки. 

 

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: 

 

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом; 

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; 

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 

 

За несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле предусмотрена административная ответственность по ст. 19.6.1. КоАП РФ. 

 

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. 

 

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством. 

 

Прокуратурой округа на постоянной основе проводятся проверки исполнения поднадзорными контролирующими органами законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. За текущий период 2014 годы выявлено 14 нарушений закона, виновные лица привлечены к установленной законом ответственности. Между тем, все нарушения выявляются в ходе инициативных прокурорских проверок, т.к. обращения о нарушении прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля носят единичный характер. 

 

Прокурор округа                  И.В. Харитонов